О единственном пути ко спасению, состоящем в последовании Иисусу Христу

О единственном пути ко спасению, состоящем в последовании Иисусу Христу

Митр. Амвросий (Подобедов). Слово в Неделю Вторуюнадесятую по Пятидесятнице. 

Учителю благий! что благо сотворю, да имам живот вечный (Матф. 19, 16)?

Спасительное дело есть, в сей еще смертной жизни желать живота вечнаго; да и нужно заранее среди странствования в веке сем помышлять о пути в век будущий и о средствах к достижению онаго. Ибо настоящая жизнь наша есть токмо, как нарицает оную Давид, пришельствие (Псал. 119, 5), из коего подобает нам возвратитися в вечный дом Отца нашего, Иже есть на небесех. Вемы, говорит и святый Апостол Павел, яко живуще в теле, отходим от Господа. Всем же явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла (2 Кор. 5, 6. 10). Но на пути сем затрудняет нас недоумение подобное тому, которое имел в ныне чтенном Евангелии упоминаемый юноша: каким образом неосужденно предстать пред судище Христово? или, рещи словами юноши: что благо сотворим, да имамы живот вечный? Но не должно и удивляться сей трудности. Ибо сами святые мужи с таковым же недоумением обращалися к Богу: скажи мне Господи путь, в оньже пойду, взывал Давид; научи мя творити волю Твою(Псал. 142, 8. 10); настави мя на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Псал. 85, 11)! Не возможно бо, по слабости бреннаго естества человеческаго, всякому с Апостолом Павлом не признаться, что еже содеваем, не разумеем, и еже хотети прилежит нам, а еже содеяти доброе, не обретаем (Рим. 7, 15. 18). К кому же благонадежнее прибегнуть, как не к Богу, со изпрошением наставления уму нашему и направления воли нашей в странствии к жизни вечной? Правда, мы не имеем уже того счастия, какое имел Евангельский оный юноша, чтобы лицем к лицу вопрошати Спасителя: но имеем в писании слово Его, могущее нас умудрити во спасение. Изпытайте писаний, увещавает Он сам, яко вы мните в них имети живот вечный (Иоан. 5, 39). Изпытаим убо в них, какой есть путь ведущий в живот вечный.
Но, прежде нежели приступим к сему изпытанию, да остережемся приступать к оному с таким духа и мыслей разположением, каковое имел упоминаемый оный в Евангелии юноша, вопрошавший Иисуса Христа о средствах к животу вечному. Ибо, по замечанию толковников, он вопрошал Спасителя во первых без веры и упования на заслуги Его, яко Искупителя рода человеческаго, а токмо признавая Его за добраго в человечестве учителя, любопытствовал знать о мнении Его; и потому-то именовал Его не Спасителем, но токмо учителем благим. Во вторых, он хотел пред Иисусом Христом потщеславиться своими токмо собственными заслугами в изполнении яко бы всех заповедей Господних; и потому-то когда Спаситель рек ему: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди, то он с гордостию не устыдился отвещати: вся сия сохраних от юности моея; что есмь еще не докончал (Матф. 19, 17. 20)? — Высокомерный юноша! он твердо знал закон, а не знал слабостей своего сердца. Но сердцеведец Спаситель, могший постыдить его открытием всех его слабостей, открыл токмо единую преимущественную его слабость, слабость противу первоначальныя заповеди любви к ближним, состоявшую в излишней его привязанности к богатству. Аще хощеши, рек Он ему, совершен быти, каковым ты при всем своем тщеславии еще неси доселе, то испытай себя одним еще поступком:продаждь имение твое, и даждь нищим. Довольно было сего единаго предложения, дабы посрамить тщеславнаго, мнившаго делами своими постигнуть живот вечный! И потому-то, как свидетельствует Евангелист Матфей, слышав юноша слово сие, отыде скорбя: бе бо имея стяжания многа (Матф. 19, 22).
Да остережемся, говорю, искать пути ко спасению не только с таковыми к тленным благам мира сего пристрастиями, но и с таковым же на добрыя дела и заслуги свои упованием, каковое замечено в оном тщеславном юноше. Правда, Иисус Христос в своем ему наставлении не исключает и добрых дел из числа средств ко спасению. Ибо рек ему: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди. Да и подлинно, сие средство, сей к вечному спасению путь был предположен Богом первоначально при самом сотворении как Ангелам, так и человекам. Ибо в невинном состоянии все они делами своими долженствовали и могли во веки быть угодны Творцу и Отцу своему. Но как возгордение самими совершенствами и достоинствами своими низринуло Ангелов, так любочестие быть подобными Богу в знании добра и зла разстроило природу первых человеков. От сих корней, грехопадением разслабленных, произрасли в человечестве еще слабейшия ветви. Растлеся земля пред Богом, и наполнися земля неправды; и виде Господь Бог землю, и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на земли, говорит Писание (Быт. 6, 11-12). С приумножением греха благость Божия умножила заповеди, от онаго предохраняющия смертных. Но подобно как разстроенному желудку и самая здравая пища производит токмо вредные соки: так точно и разтленному человеческому естеству самыя заповеди Божии обратились токмо в вящшее осуждение. Закон привниде, говорит святый Апостол Павел, да умножится прегрешение, и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть (Рим. 5, 20; 7, 10). Притом в завете закона, а не благодати, от людей правосудие Божие требовало совершеннаго исполнения закона. Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона, еже творити я, глаголал Бог (Втор. 27, 26); и иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен, говорит такожде св. Апостол Иаков (Иак. 2, 10). Какого же оправдания после сего слабому человечеству ожидать можно было от закона? Он токмо осуждает и проклинает его. Каких заслуг можем искать в делах наших? Аще бо речем, говорит св. Апостол Иоанн, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1 Иоан. 1, 8). Какое достоинство полагать можем в самой, по мнению нашему, правде нашей? Вся правда наша пред Богом, якоже порт нечистыя, говорит Исаия (Ис. 64, 6). Наконец хотя бы мы возмогли и весь закон исполнить, то и сие было бы пред Богом долг наш, а не заслуги. Егда сотворите вся повеленная вам, вещает Спаситель, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17, 10).
И так не достоинствами какими либо нашими, кои ежели и имеем, то имеем от Бога же; что бо имаши, егоже неси приял? вещает Апостол Павел (1 Кор. 4, 7); не заслугами какими либо, кои пред Богом суть долг наш; кто бо прежде даде ему, и воздастся ему, говорит той же Апостол (Рим. 11, 35); не добрыми какими либо делами нашими, кои все несовершенны; кто бо дерзнет рещи чиста себе быти от грехов? говорит Соломон (Прит. 20, 9); не сими всеми, говорю, слабыми и недостаточными средствами можем надеятися живота вечнаго достигнуть. Юноша оный Евангельский, когда похвалился Иисусу Христу тем, что он все заповеди исполнил, то и тогда Спаситель рек ему: еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим (Лук. 18, 22). Но хотя бы и все сие он исполнил, то еще было бы не все ему нужное ко спасению. Ибо Иисус Христос, в заключение и усовершение всего того, присовокупил ему заповедь: и гряди во след Мене. И сей-то есть единственный путь, ведущий нас ко спасению! Аз есмь дверь, глаголет ученикам своим Спаситель: Мною аще кто внидет, спасется (Иоан. 10, 9). Аз есмь путь и истина и живот; никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. 14, 6). Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу, о Мне нетворящую плода, измет ю; и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет (Иоан. 15, 1-2). Из сего мы видим, что самыя добрыя дела наши тогда только способствуют ко спасению, когда оне совершаются с последованием Христу и усовершаются Его благодатию. Ибо все в ней оправдание наше, а не в делах наших:оправдаеми бо есми туне благодатию Его, по слову Апостола Павла (Рим. 3, 24). Ежели бы, говорит сей же Апостол, восхотел я похвалиться преимуществами и делами закона, то мог бы похвалиться паче других. Я обрезан в осмый день по закону, как истинный Иудей, а не пришлец, коему обрезание бывает уже в возрасте; я от рода Израилева и от знаменитаго племени Вениаминова; я Еврей природный и последователь строжайшему учению фарисеев; ревность моя за честь закона простиралась до того, что я был гонителем и Христиан, неуважавших закон; а меня в преступлении закона никто укорить не мог. Но все сии преимущества и заслуги в Христианстве признал я тщетою. Одно познание Христа превосходит все оныя достоинства, и я почитаю их за уметы, дабы только приобресть благодать Христову, и не законом стараюсь получить оправдание, но верою во Иисуса Христа, не имый моея правды, яже от закона, но яже верою Иисус Христовою, сущую от Бога правду в вере (Флп. 3, 4-10).
Но да не возмнит кто, что последование Христу, избавляющее нас от осуждения законнаго, вместе избавляет нас и от всех закона обязанностей. Иисус Христос не пришел разорити закон, но исполнити; а потому, как говорит возлюбленный ученик Его, святый Апостол Иоанн: глаголяй себе в Нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит. Глаголяй же, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. А иже аще соблюдает слово Его, поистинне в сем любы Божия совершенна есть. И о сем разумеем, яко в Нем есмы (1 Иоан. 2, 4-6).
Да последуем убо Иисусу Христу, ведущему нас в живот вечный; но и да подражаем Ему же на пути сем. Он не вождь токмо наш, но и учитель; не ходатай токмо о спасении нашем, но и образ последователем своим. Тщетно будет упование наше на заслуги Его, аще не будем ходити достойно звания, в неже звани быхом Им. Напротив того самыя заслуги Его обратятся в неизбежное осуждение недостойным Его последователям. Сама Церковь Христова, по слову Апостола Павла, таковых отчуждает от себя. Земля бо, говорит он, пившая сходящий на ню множицею дождь, и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога; а износящая терния и волчец, непотребна есть и клятвы близь, еяже кончина в пожжение (Евр. 6, 7-8). От сего да избавит нас сам Спаситель благодатию своею. Аминь. 
Источник: Собрание поучительных слов, в разныя времена проповедованных Святейшаго Правительствующаго Свнода Первенствующим Членом Амвросием, Митрополитом Новогородским и Санкт-Петербургским, Свято-Троицкия Александроневския Лавры Священно-Архимандритом и разных орденов Кавалером. Часть I. — М.: В Синодальной Типографии, 1810. — С. 296-308. 


Написать комментарий